25 октября на сцене вологодского ТУЗа появится «Училка XXI века». Режиссер Борис Гранатов принял решение организовать спектакль по пьесе Виктора Ольшанского уже во второй раз – впервые он был показан на сцене театра в далеком 1987 году. Фантастическая ситуация предстает перед глазами зрителя: школы закрыты, учителя уволены, а детей обучают роботы. Тогда это воспринималось как своего рода антиутопия, из которой необходимо извлечь уроки на будущее.
«Нынешней весной я перечитал пьесу Ольшанского и подумал: до чего же современно! – рассказывает Борис Гранатов. – Когда мы в 80-х работали над постановкой, то казалось, что XXI век – это страшно далеко. Но прошло три десятилетия – и вот мы уже живем в этом «мире будущего». Школы стоят на месте, однако, есть стремление автоматизировать процесс образования. А ведь именно о том, однозначно ли это хорошо, и размышляет Виктор Ольшанский. Стоит почитать новости о конфликтах в школах, о нападениях подростков на одноклассников – и станет понятно, что тема воспитания личности сегодня особенно актуальна».
В постановке 1987 года роль отца главного героя исполнял Александр Межов, а училкой-роботом была Августа Кленчина. В современной постановке распределение ролей будет другим, но перед актерами, играющими главного героя (в разных составах это Александр Андрюшин и Василий Лимонов), стоит нелегкая задача – сыграть подростка перед подростковой публикой. Спектакль, посвященный серьезной проблематике, адресован юным зрителям – детям старше 10 лет. Театр делает смелый ход: аудитории, не выпускающей из рук смартфоны, предлагается поразмышлять, может ли самая усовершенствованная машина заменить общение с живым человеком. Расчет сделан и на то, чтобы задеть за живое зрителя и лирической темой спектакля – историей Ромео и Джульетты на новый лад.
Конечно, 30 с лишним лет назад будущее виделось по-другому: тогда легче было представить будничными путешествия на Луну, чем возможности интернета и современных гаджетов. Для того чтобы спектакль звучал современно, текст пьесы местами переработан – режиссер согласует все изменения с автором, сообщает сетевое издание Cultinfo.
Фото: cultinfo.ru