«Училка XXI века» вернется на сцену вологодского ТЮЗа
25 октября на сцене вологодского ТУЗа появится «Училка XXI века». Режиссер Борис Гранатов принял решение организовать спектакль по пьесе Виктора Ольшанского уже во второй раз – впервые он был показан на сцене театра в далеком 1987 году. Фантастическая ситуация предстает перед глазами зрителя: школы закрыты, учителя уволены, а детей обучают роботы. Тогда это воспринималось как своего рода антиутопия, из которой необходимо извлечь уроки на будущее.
«Нынешней весной я перечитал пьесу Ольшанского и подумал: до чего же современно! – рассказывает Борис Гранатов. – Когда мы в 80-х работали над постановкой, то казалось, что XXI век – это страшно далеко. Но прошло три десятилетия – и вот мы уже живем в этом «мире будущего». Школы стоят на месте, однако, есть стремление автоматизировать процесс образования. А ведь именно о том, однозначно ли это хорошо, и размышляет Виктор Ольшанский. Стоит почитать новости о конфликтах в школах, о нападениях подростков на одноклассников – и станет понятно, что тема воспитания личности сегодня особенно актуальна».
В постановке 1987 года роль отца главного героя исполнял Александр Межов, а училкой-роботом была Августа Кленчина. В современной постановке распределение ролей будет другим, но перед актерами, играющими главного героя (в разных составах это Александр Андрюшин и Василий Лимонов), стоит нелегкая задача – сыграть подростка перед подростковой публикой. Спектакль, посвященный серьезной проблематике, адресован юным зрителям – детям старше 10 лет. Театр делает смелый ход: аудитории, не выпускающей из рук смартфоны, предлагается поразмышлять, может ли самая усовершенствованная машина заменить общение с живым человеком. Расчет сделан и на то, чтобы задеть за живое зрителя и лирической темой спектакля – историей Ромео и Джульетты на новый лад.
Конечно, 30 с лишним лет назад будущее виделось по-другому: тогда легче было представить будничными путешествия на Луну, чем возможности интернета и современных гаджетов. Для того чтобы спектакль звучал современно, текст пьесы местами переработан – режиссер согласует все изменения с автором, сообщает сетевое издание Cultinfo.